Этот город считается археологической столицей Америки и расположен на высоте 3200 метров над уровнем моря. В переводе с языка кечуа Куско означает «пуп земли». Согласно легенде, город был основан в XII веке первым инкой Манко Капак – сыном солнца, который символично обозначил свое там пребывание воткнутым в землю золотым жезлом. Со временем жезл исчез и на этом месте в плодородной благодатной долине возник знаменитый Куско, ставший центром могущественного государства Тиуантинсуйо (в переводе с кечуа «четыре стороны света»).
В XV в. Тиуантинсуйо смогло подчинить себе часть территории современного Эквадора, Боливию, север Чили, часть Аргентины и протянулось с юга на север почти на 5000 км. Конкистадоры, захватив город в 1533 году, поселились во дворцах, некогда принадлежавших инкам. Колониальная архитектура домов и церквей Куско вобрала в себя основные черты и традиции индейских мастеров, получив название «Школа Искусств Куско». Древний город был перестроен испанскими завоевателями, которые возвели колониальные дворцы и католические храмы на основаниях каменных стен эпохи империи инков. Массивные стены из знаменитой кладки инков обрамляют большинство центральных улиц города.
На центральной площади Пласа де Армас всегда подняты два флага: красно-белый перуанский и флаг цвета радуги, символизирующий древнюю империю Тиуантинсуйо.
Строительство Кафедрального собора на этой площади началось в 1559 году и продолжалось целое столетие. Он является самым величественным образцом колониального искусства. Несколько сотен полотен перуанских художников украшают его залы и ризницу. Ярким образцом школы живописи Куско является картина художника Маркоса Сапаты «Last Supper» на одной из стен собора, изображающая ужин Иисуса и его апостолов («Тайная вечеря»). На столе среди прочих блюд можно увидеть местный деликатес индейцев – куй (морскую свинку), перуанскую кукурузу чокло. Иисус изображен темнокожим, а его лицо имеет некоторые характерные черты, присущие перуанским индейцам.
На руинах храма Кориканча теперь построен испанский монастырь Санто-Доминго. Все, что осталось от самого богатого храма инков, – это каменная стена. В храме проводились ритуалы поклонения солнцу, луне, грому и радуге, здесь также хранились мумии верховных Инков. Во времена расцвета империи стены Кориканча были покрыты золотыми листами весом до 2 кг, а во дворе в натуральную величину стояли фигуры детей, лам, деревьев, кукурузы. Также сохранилась информация о существовании золотого алтаря и фигуры солнца.
Однако многие драгоценности были разграблены испанцами, переплавлены и вывезены из Перу, другие предметы бесследно исчезли. Существует версия, что большинство драгоценностей и ритуальных золотых предметов были спрятаны инками в таинственном городе где-то глубоко в джунглях. Многие путешественники и искатели сокровищ тщетно потратили годы на поиски затерянного в сельве города. И по сей день тайна его существования остается нераскрытой.
Заслуживают внимания и близлежащие к Куско строения. Тамбомачай, или Храм Воды, представляет собой ванну из камня, называемую местными «купальней инков», где Великий Инка совершал омовения. Крепость Пука Пукара на возвышенности очень эффектно смотрится в свете солнечных лучей; ее название означает «красный форт». Храм Кенко (в переводе с кечуа «зигзаг») представляет собой известняковое святилище, покрытое символическими изображениями змеи, пумы, и кондора. Они олицетворяют троичное восприятие инками мироздания. Змея отвечает за подземный, «нижний» мир, пума – за нашу повседневную реальность, кондор – за высший уровень развития человека. Эта тройственность отражена также в форме андского креста, изображенного на камне рядом с храмом.
Храм молнии Саксайауман («довольный сокол») – настоящий шедевр инженерного искусства, особенно учитывая то, что она была воздвигнута людьми, не знавшими колеса. По представлениям перуанцев Куско имеет форму пумы, голова которой и есть Саксайауман, а трехуровневые зигзагообразные стены – ее зубы. Все эти сооружения, как и большинство из того, что Вы увидите потом, всячески разрушались испанцами, чтобы стереть из памяти перуанцев малейшее воспоминание об империи инков и уничтожить их культурное и духовное наследие.
Местечко Писак в 30 км от Куско известно не только древними руинами на холме и живописными сельскохозяйственными террасами, но и традиционным рынком. Местные жители со всех окрестных поселений, одетые в яркие национальные одежды, предлагают керамику, ковры, свитера, серебряные украшения, сувениры.
Инки с большим трепетом и любовью относились к этому месту, а особенно, к храму на холме, величественно возвышающемуся над широкими зелеными террасами и крепостью Ольянтайтамбо. Крепость была построена мятежным генералом Ольянтаем, выступившим против воли Верховного Инки Пачакутека. Генерал и дочь Инки любили друг друга, но Пачакутек был категорически против их свадьбы. Ольянтай с дочерью великого владыки долгое время скрывались в этой цитадели. По мотивам этих событий было написано эпическое произведение “Ольянта”, удивительным образом дошедшее до наших дней.
Известно, что в основе мировоззрения инков лежало взаимодействие земного и небесного миров. И если Куско был в их понимании центром Вселенной, то река Урубамба (Вильканота) – осью земли и земным воплощением Млечного пути. Долину же реки называют Священной Долиной Инков (El Valle Sagrado). Согласно легендам, Валье Саградо – колыбель инкской цивилизации.
Помимо архитектурных памятников доколумбовой эпохи, долина священной реки изобилует чрезвычайно живописными пейзажами. Она находится значительно ниже Куско, и климат в этом районе гораздо мягче и теплее, настолько, что здесь выращивают персики и апельсины…
Мы в соцсетях: