- Главная
- / О нас
- / Блог
- / Интервью Андрея Крапивного ежедневной электронной газете RATA-news в рубрике «Говорят профессионалы», опубликованное 15 декабря 2014 г.
Интервью Андрея Крапивного электронной газете RATA-news
Tour Express – оператор по Латинской Америке. Сейчас компания, как и весь российский турбизнес, переживает непростые времена. Но ее создатель и глава Андрей Крапивной (фото), уверен. что кассовый разрыв ему не грозит. Рентабельность упала, но в минус бизнес не ушел.
- Вы работаете в сегменте дорогого продукта, который, говорят, меньше пострадал от кризиса, чем массовый. Насколько серьезно сегодняшние проблемы коснулись нишевых операторов?
- Мы, может быть, в числе тех, кого это коснулось сильнее, так как предлагаем туры в основном экскурсионные, познавательные – не для тех, кто любит лежать на пляже и пить ром. Наши клиенты – думающие интеллигентные люди. Среди них много преподавателей вузов, врачей, у которых зарплаты в рублях и нет сверхдоходов. И конечно, на них не могла не сказаться девальвация рубля. В феврале-марте этого года, на майские праздники падение продаж у нас составляло 20-30%. Сентябрь-октябрь мы закрыли вообще практически без спада. А вот в ноябре и на Новый год продажи упали на 60% – в 2,5 раза. Хотя у нас высокий сезон продолжается с октября и до майских праздников, а летом – традиционно низкий.
- Что вы в этой ситуации делаете?
- Мы всё, что можем, делали и делаем для агентств. Сейчас главный фактор – курс рубля. Второстепенный, который в начале сентября был главным, – кризис доверия между участниками рынка. Со вторым мы постарались справиться, предложив турагентствам безопасную для них схему работы. Они оплачивают при бронировании любого тура всего 15 тысяч рублей, еще 40-45% стоимости тура – при выписке билетов на рейсы регулярных авиакомпаний, которыми мы летаем, и при этом сразу получают электронный билет. А остальные 50% стоимости – при получении документов. При такой схеме фактически они рискуют только депозитом. Даже если представить, что с нами что-то произойдет, у них остались билеты иностранных перевозчиков, которые всегда можно использовать. Ту же схему предлагаем и прямым клиентам: они также оплачивают при бронировании 15 тысяч. Кстати, раньше мы брали 30% предоплаты при бронировании и глубина продаж достигала полугода.
Сейчас основная проблема, повторю, курс рубля, особенно в последние дни. Боюсь, что весной из-за этого будет еще хуже.
- Может быть, весной, наоборот, люди привыкнут, что доллар и евро стоят дороже.
- Привыкнут, но денег в рублях у них больше не станет. Поездка на отдых за границу – не предмет первой необходимости. Всегда можно отказаться, перенести, поехать через год-два-три. Тем более в ситуации общей нестабильности и непонятных финансовых перспектив. Кто-то поедет, но таких явно будет значительно меньше, чем было полгода-год назад.
- Можно ли нивелировать рост курса снижением цен в долларах?
- Мы и так последние три года не повышали долларовые цены. Сейчас постарались снизить – насколько это возможно не в ущерб программам. У нас есть своя принимающая компания в Перу Tour Express Peru, мы сами полностью формируем весь продукт – общаемся напрямую с отелями, гидами. Пришлось и с ними, и с авиакомпаниями провести напряженные переговоры, объяснить ситуацию и уменьшить себестоимость. На ряд программ удалось снизить цены существенно, хотя, конечно, это не может полностью компенсировать падение рубля.
- Многие ваши коллеги пытаются сейчас оптимизировать расходы – увольняют сотрудников, отказываются от части офисных площадей.
- У нас небольшая компания, лишних людей никогда не было. Всего два офиса в Москве и Петербурге, так что особых резервов для сокращения нет. Пока работаем в том же составе, но, если продажи упадут, например, в пять раз, что-то придется делать.
- Приходится ли вам бороться с демпингом?
- В нашем узком сегменте никогда не было демпинга – для этого нужны конкуренты с тем же набором программ. Демпинг обычно бывает – и есть – на массовых направлениях. Если говорить о Латинской Америке, то это Доминикана, Куба, мексиканский Канкун. В этом мы никак не участвуем. У нас иной принцип работы. В 2013 году было порядка 120 групп с гарантированными датами вылета в Латинскую Америку. Такого ассортимента ни один российский туроператор предложить не может. Как правило, конкуренты предлагают подобные программы только на Новый год, а не на протяжении всего года.
Вы совершенно справедливо заметили, что мы – нишевой оператор в очень узком сегменте рынка. Туры разрабатываем сами, используя разных поставщиков услуг, неоднократно проезжаем по маршруту, прежде чем он попадает в разряд гарантированных групповых программ. Подбираем гидов, транспорт, рестораны, отели, тщательно отрабатываем логистику. И поэтому уверены в неизменно высоком качестве программ, знаем все тонкости и детали, а их, поверьте, немало. Наши гарантированные заезды не отменяются, поэтому мы предлагаем онлайн-бронирование. Все это позволяет создать уникальный нишевой продукт по лучшей цене. В данном случае можно воспользоваться модным термином и сказать, что все программы у нас авторские, и их автор – многонациональный коллектив Tour Express. Но, правда, из-за этого они не стоят дороже, а наоборот. Создание таких программ – довольно длительный и кропотливый процесс. Но результат того стоит, у нас более 80% клиентов – возвратные.
- Как вы оцениваете емкость латиноамериканского рынка?
- В лучшие времена, если брать только экскурсионные туры и исключить корпоративных и бизнес-туристов, фактический турпоток в страны Латинской Америки, включая Центральную и Южную, не превышал 10-12 тысяч человек в год. Без учета пляжных направлений – Канкуна, Доминиканы, Кубы. Сейчас эту цифру можно смело уменьшить в три-четыре раза, так резко сжался рынок. На массовых направлениях спад меньше, так как бюджетные туры более устойчивы к таким колебаниям. Наши туры в Латинскую Америку стоят от $3,5 тыс. на 10-11 дней, включая перелеты, до $5,6 – самый дорогой двухнедельный тур в Чили, включая остров Пасхи. Раньше мы старались, чтобы тур укладывался в 100 с небольшим тысяч рублей. Когда доллар стал больше 30, туры стали стоить 130-150 тыс., а сейчас еще больше. И многие уже не могут позволить себе такие поездки. Плюс немало клиентов, которые планировали поехать и даже оставляли депозит, но потом звонили и отказывались в связи с сокращениями, увольнениями, снижением дохода.
- Какие ваши маршруты наиболее популярны?
- В туризме 80-85% потока приходится на пляжные туры. Мы, конечно, предусматриваем пляжный отдых в рамках наших программ, если есть такая возможность, но это не самоцель. Главное – знакомство со страной, историей, культурой, этнографией и т.д. Тем более что многие из тех стран, куда мы отправляем наших туристов – Чили, Перу, Аргентина, не ориентированы на пляжный отдых, хотя там большая прибрежная полоса.
Один из самых популярных маршрутов, который пользуется спросом даже сейчас, – по Центральной Америке: Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас и Гватемала. Там сочетается все: природа Коста-Рики – великолепной страны с точки зрения экотуризма, архитектура и природа Никарагуа, важный комплекс индейцев майя Копан в Гондурасе. И после этого – Гватемала с посещением столицы вице-королевства Антигуа, Тикаля, озера Атитлан. Очень сбалансированная программа за счет того, что есть история, природа, пляжи, и достаточно компактная, поскольку там всего один внутренний перелет.
Классические наши туры Чили – Перу и Чили – Боливия – Перу. Вторая программа более экспедиционная, несколько дней мы перемещаемся на джипах, ночуем в соляном отеле и на высоте 4,5 тыс. метров. Тур Чили – Перу с островом Пасхи также пользуется спросом. По-прежнему набираем группы на программу Бразилия – Парагвай – Аргентина – Уругвай в различных вариациях. Здесь смотрят Рио, водопады Игуасу, Асунсьон (Парагвай), Буэнос-Айрес, Монтевидео (Уругвай). Это также классический маршрут, по которому наша группа впервые съездила 10 лет назад, в апреле 2004 года.
- Меняете ли вы ассортимент и количество заездов в связи с кризисом?
- Сейчас востребованы наиболее бюджетные программы. Мы уже в сентябре сократили количество заездов, убрали один маршрут из ассортимента вообще, так как полет предлагался через Лондон, а там с 1 декабря нужна транзитная виза. Так что, к сожалению, мы не сможем теперь пользоваться рейсом British Airways для маршрута Барбадос – Гайяна – Суринам – Французская Гвиана – Тринидад и Тобаго – Венесуэла. Программа называлась «Затерянный мир» и предназначалась для туристов, которые ищут страну, куда никто не ездил. Остальные туры пока не снимали, но на 30% уменьшили число заездов. Может быть, если ситуация не изменится, еще уменьшим, до 50%.
По объемам, если судить по последним двум месяцам, мы возвращаемся в 2002-2003 год. С кризисом 2008 года нынешнюю ситуацию не сравнить – его мы пережили относительно легко. Было даже не падение продаж, просто роста не было, к которому мы привыкли с 2002 года – на 25-30% в год. Да и то в 2010 году он возобновился.
- Как вы оцениваете последние действия государства в сфере регулирования туристического рынка?
- Государство нам помогло бы больше, если бы курс доллара так не прыгал, хотя бы был предсказуемым. Все нынешние инициативы лежат не в коммерческой области, их задача не облегчить бизнес, не снизить налоговую нагрузку, а ввести новые запреты, поборы и ограничения. Не понимаю, кому и чем это поможет. И, глядя на то, какие люди за это отвечают в правительстве, и что они на полном серьезе заявляют по телевидению – слышал там совет не обращаться к туроператорам и проверять, забронирован ли отель, – не знаю, как это можно комментировать. Если что-то изменится, появятся какие-то новые административные барьеры, мы, как обычно, к этому приспособимся и будем жить в новых условиях.
- После многочисленных домашних арестов руководителей турфирм, некоторые из которых даже не нанесли ущерба клиентам, у вас не возникло желания выйти из бизнеса?
- У меня не возникло: я собственник компании, я ее контролирую. Если в какой-то момент увижу, что этот бизнес мне не интересен, мы рассчитаемся по всем обязательствам и перестанем работать. Пока мне интересно. Для меня это и хобби, и бизнес: вся жизнь связана с Латинской Америкой. И хотя бизнес стал низкорентабельным, он себя окупает. Кассового разрыва, как у некоторых ушедших компаний, у нас быть не может, так как мы никогда нигде не кредитовались. Он возникает у тех, кто занимается массовыми направлениями и кому надо покрывать убытки. У нас таких оборотов нет. Мы не оплачиваем жестких блоков у авиакомпаний и отелей, не кредитуем клиентов. Все, что мы продаем – рентабельно. Да, есть накладные расходы, которые надо покрывать. Но нет никакой долговой нагрузки, взаимоотношений с банками, мы в этом не нуждаемся.
Справка. Компания Tour Express создана в 1995 году. Начинала с Испании и Португалии, первую группу в Латинскую Америку отправила на карнавал в Рио в 1997 году. В начале 2000-х годов стала заниматься только Латинской Америкой, и сейчас, по словам Андрея Крапивного, может делать любые туры в этом регионе. 20-25% продукта Tour Express продает прямым клиентам, остальное – через турагентства.
Ирина Сафронова, специально для RATA-news
Мы в соцсетях: