Ла-Вента является одним из крупнейших центров цивилизации ольмеков. На территории, заселенной ольмеками, были найдены более 170 памятников, 80% из которых - в трех крупнейших ольмекских центрах: Ла-Вента (Табаско), Сан-Лоренцо (Теночтитлан, Веракруз) и Лагуна де лос Серрос (Веракруз). Эти центры, создававшиеся древними ольмеками, имели сакральное значение и воплощали религиозно-социальное устройство мира, в основе которого лежали знания о мире и космосе, культ предков и представления о реинкарнации.
Слово «ольмеки» происходит, по одной версии, от слов ОЛЛИ и МЕКАТЛЬ из языка ацтеков; в переводе - нить, родословная. Майя называли их «жителями каучуковой страны», потому что в местах проживания ольмеков произростало немало каучуковых деревьев. Сами себя они называли Ши.
Ла-Вента (1100-400 гг. до н. э.) - один из наиболее изученных и долговечных ольмекских городов. Его площадь составляла около 200 га, а население зависимых поселений оценивается в 18 тысяч человек. Планировка этого города великолепно иллюстрировала «реинкарнационную» концепцию, присущую всем мезоамериканским культурам: главный вход в комплекс располагался на юге, а далее дорога вела на север, воплощавший место древней прародины. Одновременно, чем дальше на север, тем сакральнее становились постройки архитектурного ансамбля города.
Важнейшая часть сакрального комплекса - четыре пустые гробницы и одно погребальное сооружение, в котором были найдены останки двух детей. В первой из гробниц был великолепный саркофаг вытянутой формы, накрытый тяжелой прямоугольной крышкой-панелью. Костей в нем не оказалось, но были нефритовые украшения и статуэтки. Узкая грань саркофага полностью покрыта рельефом, изображающим морду ягуара, причем нижнюю половину занимает контур большой изогнутой пасти в форме характерного крестовидного овала. От огненных, так называемых «пламенеющих», бровей (символ странствующей по Млечному Пути души) отходит другой опоясывающий орнамент, ритмично повторяющий рисунок над носом и между бровями ягуара - наподобие пробивающегося растения из двух лепестков, что символизирует возрождение. Таким образом, ольмекский «ягуаро-саркофаг» символизирует пространство пещеры предков, куда направляются души умерших для встречи с предками и последующей реинкарнации. Три другие отличались друг от друга лишь незначительными деталями - внутри каждой вместо тела человека были обнаружены лишь разложенные соответствующим образом на овальном пятне украшения.
Северная граница городского ансамбля, символизировавшая переход в мифологическое или легендарное пространство, была обозначена четырьмя гигантскими головами - огромными круглыми или чуть овальными каменными монолитами выше человеческого роста, изображавшими голову и лицо человека. Они находятся на одной линии, как бы отчеркивая северную границу центра и указывая в сторону легендарной прародины
Мы в соцсетях: